За последние десять лет проекты новых мегаполисов в незаселенных районах стали очень популярны в государствах Ближнего Востока. Собственные «стройки века» анонсировали большинство стран региона — от нефтяных монархий до новых республик, возникших после «арабской весны».

Редакция «РБК-Недвижимости» собрала пять наиболее резонансных проектов будущих мегаполисов на Ближнем Востоке — от огромной столицы Египта, которую планируется построить всего за пять лет, до уникального Масдара, запрещающего автомобили и осуществляющего экологическую утопию. Эти города еще не построены полностью — но если все проекты будут доведены до конца, каждый из них станет визитной карточкой своей страны на международной арене.

Экономический город Тунисаtunis

  • Прогнозируемое население: нет данных (250 тыс. рабочих мест + 2 млн туристов)
  • Год постройки: 2030
  • Бюджет: $50 млрд.
  • Площадь: 90 кв. км

 

Концепцию Экономического города Туниса (ЭГТ) придумали еще в 2011 году, но полноценный запуск проекта состоялся осенью 2014-го: началу строительства мешала «арабская весна» и регулярная смена власти в Тунисе. Отсрочка положительно сказалась на числе инвесторов: свое участие в проекте подтвердили 50 компаний из 30 стран. Основной костяк — инвесторы из Саудовской Аравии, вместе с ними в возведении ЭГТ будут участвовать компании из Дубая и Евросоюза.

Экономический город Туниса  — предполагаемый новый центр местной экономики, мегаполис, с помощью которого европейские и ближневосточные компании получат выход на рынок Северной Африки. Город, расположенный в туристической провинции Сус, сможет похвастать 14-километровой береговой линией, многочисленными отелями, доступом к крупнейшему в стране порту и сразу четырьмя центральными площадями: туристической, образовательной, коммерческой и медицинской.Кстати, ведущий медицинский центр ЭГТ намерен построить российский миллиардер Василий Клюкин.

Визитной карточкой Экономического города Туниса станут 600-метровые башни-близнецы. В небоскребах можно будет купить элитное жилье. Проект находится на ранней стадии: строительство мегаполиса планируется завершить к 2030 году. В числе спортивно-развлекательных проектов на территории города значатся стадионы для олимпийских видов спорта, конные клубы, поля для гольфа, трасса «Формулы-1» и парк развлечений, который называют африканским Диснейлендом. Девелоперы рассчитывают, что ЭГТ поможет снизить безработицу в Тунисе за счет создания 250 тыс. постоянных рабочих мест.

new_cairoНовая столица Египта

  • Прогнозируемое население: 5 млн человек
  • Год постройки: 2020
  • Бюджет: $30 млрд.
  • Площадь: 700 кв. км.

 

 

Пока не названный проект новой столицы Египта впечатляет своими масштабами: будущему мегаполису выделят 700 кв. км чистого песка к востоку от Каира. Озвученные темпы строительства также претендуют на рекорд: пятимиллионный мегаполис планируется построить всего за пять лет. Уже к 2020 году министр строительства Египта Мустафа Мадбули рассчитывает переместить в новую столицу все органы федеральной власти и иностранные дипломатические представительства.

Если планы осуществятся, новый мегаполис станет самой густонаселенной столицей из тех, что были построены с нуля, опередив Канберру, Исламабад и Бразилиа. Местный городской парк окажется в два раза больше Центрального парка в Нью-Йорке, а центр аттракционов и развлечений превзойдет по площади Диснейленд в четыре раза.

Проект презентовали в марте 2015 года: Мустафа Мадбули сразу же объявил, что уже располагает средствами для застройки первых 100 кв. км. При этом министр не уточнил, как именно он собирается привлекать жителей в новый город. К настоящему времени вокруг 20-миллионного Каира выстроены 22 города-спутника: за последние 30 лет власти пытались стимулировать переселение горожан в пригороды, однако жители отказывались уезжать из столицы. В данный момент численность населения в каирских пригородах не превышает полутора миллионов человек, а многие здания в этих поселениях не востребованы.

Энергообеспечение и инфраструктура новой столицы Египта также остаются непроработанными. Авторы проекта не уточняли, откуда будущая столица планирует получать электричество и воду, в то время как другие проекты на Ближнем Востоке уделяют этим вопросам первоочередное внимание.

qatarЛусаил, Катар

  • Прогнозируемое население: 450 тыс. человек (370 тыс. постоянных резидентов)
  • Год постройки: 2019
  • Бюджет: $45 млрд.
  • Площадь: 38 кв. км.

 

 

Наиболее реалистичный проект среди всех представленных — во многом благодаря тому, что именно здесь должны пройти ключевые матчи чемпионата мира по футболу 2022 года. Город площадью  38 кв. км уже начали строить на побережье Персидского залива в 23 км к северу от Дохи. Здесь соорудят главный стадион чемпионата мира на 86 тыс. зрителей, систему охлаждения для этой арены придумали специалисты компании Populous и бюро Нормана Фостера. В настоящий момент в Лусаиле уже есть стадион мирового уровня — минувшей зимой 15-тысячный Lusail Sports Arena принимал матчи чемпионата мира по гандболу среди мужчин.

Лусаил призван стать экономической столицей Катара: девелопер проекта государственная компания Lusail Real Estate Development рассчитывает на появление в городе 25 тыс. жилых зданий и 22 отелей. В черте города будут располагаться четыре насыпных острова, остальную территорию разделят на 19 районов, при этом суммарная протяженность набережной достигнет 28 км.

По расчетам катарцев, жить в Лусаиле на постоянной основе будут 200 тыс. человек, еще 170 тыс. — их обслуживать, а 80 тыс. туристов смогут стабильно находиться в городе ради всевозможных развлечений. По состоянию на 2015 год численность населения всего Катара составляет 250 тыс. человек — судя по всему, авторы проекта рассчитывают на приезжих или на демографический бум.

Местные игроки активно включились в процесс строительства — последней новостью стала идея компании Al Bandary Real Estate построить в Лусаиле 29-этажный небоскреб с аквапарком на нижних этажах. Помимо небоскребов с роскошным жильем, город обещает удивить гостей обилием пешеходных дорожек, развитой сетью водно-моторных такси и зоопарком, целиком состоящим из жирафов. Первые дома в Лусаиле уже построены, однако обладатели этой недвижимости остались недовольны полученным жильем.

По словам покупателей, вместо обещанной роскоши они получили «стандартные квартиры в обычных домах». При этом в уже выстроенных зданиях нет электричества, телефонной связи, интернета и водоснабжения, а улицы не освещаются по ночам. Некоторым и вовсе пришлось доплатить за внеплановое увеличение жилплощади: застройщик без предупреждения увеличил метраж нескольких проданных квартир, что обернулось дополнительными тратами для владельцев.

abdallaЭкономический город короля Абдаллы

  • Прогнозируемое население: 2 млн человек
  • Год постройки: 2020
  • Бюджет: $80–100 млрд.
  • Площадь: 173 кв. км.

Экономический город короля Абдаллы (ЭГоКА) построен всего на 15%, а о нем уже написана книга — городу посвящен роман американского писателя Дэйва Эггерса «Голограмма для короля». Книга вышла в 2012 году, но за прошедшие три года изменилось только одно: автор грандиозного проекта король Абдалла умер. Наследники монарха не стали переименовывать будущий мегаполис, но и ускорять его возведение не спешат.

Согласно изначальному проекту, Экономический город короля Абдаллы был призван стать основой для диверсификации саудовской экономики. Вместо нефти, на которой в данный момент базируется весь бюджет ближневосточного королевства, ЭГоКА должен был развивать промышленность, транспорт и сферу услуг. На территории в 173 кв. км планировалось создать 1 млн рабочих мест.

Помимо заводов и элитной недвижимости, в ЭГоКА решили построить самый современный порт в регионе. В настоящее время большинство грузов, предназначенных для Эр-Рияда, прибывает в страну через Дубай. За счет расположения ЭГоКА на территории Саудовской Аравии, а также благодаря более низким тарифам и автоматизированной схеме разгрузки саудовцы рассчитывали перенаправить поток морских грузов из ОАЭ. Расположение ЭГоКА между Меккой и Мединой открывает перспективы для мусульманского туризма: чтобы привлечь в город паломников, администрация заказала ультрасовременный вокзал у британского архитектора Нормана Фостера.

Точкой отсчета саудовского проекта служит 2005 год. За прошедшие десять лет планируемый бюджет стройки увеличился с $80 до $100 млрд. На данный момент в городе построили 90 км дорог, но крупный бизнес так и не пришел в ЭГоКА.

Масдар

  • Прогнозируемое население: 110 тыс. человек (50 тыс. постоянных резидентов)
  • Год постройки: 2025
  • Бюджет: $19,8 млрд.
  • Площадь: 6 кв. км.

Масдар оказался первым мегапроектом на Ближнем Востоке, который отказался от гигантомании. Площадь этого города составляет всего 6 кв. км, сейчас там проживает 4 тыс. человек. К 2025 году здесь смогут обосноваться 50 тыс. постоянных жителей и 60 тыс. человек, которые будут приезжать сюда на работу.

Отличительная особенность Масдара — полное энергетическое самообеспечение. Город, расположенный в нефтедобывающем эмирате Абу-Даби, не использует полезные ископаемые: электричество Масдар получает за счет десятков тысяч солнечных батарей. Бензиновые автомобили здесь запрещены законом: горожане передвигаются пешком и на электрокарах, в планах — строительство метро, которое свяжет Масдар с Абу-Даби. Местные солнечные электростанции рассчитаны на выработку 1,5 ГВт электричества в день.

Впрочем, главное, что отличает Масдар от других строящихся городов региона, это не экология и не скромные размеры, а бюджет: если в других проектах расходная статья вырастает год от года, то затраты на возведение Масдара со временем только уменьшаются. На стадии проектирования авторы говорили о сумме в $22 млрд, но затем скорректировали ее до $19,8 млрд.

Большую часть бюджета обеспечит правительство Абу-Даби: эмират гарантировал 15-миллиардную субсидию. Оставшиеся средства должны вложить частные инвесторы: к 2025 году здесь будут работать 1,5 тыс. компаний со всего мира. Первые глобальные игроки уже пришли в Масдар: представительство в «солнечном» городе открыла корпорация Siemens.

Антон Погорельский, РБК-Недвижимость